Обо мне

Моя фотография
Прошла полный курс обучения у Lizi Black по предметам: символизм Таро Тота и Древа Жизни, Магия Таро, Практическая Магия. Присвоена квалификация Мастера Таро с правом проведения курсов тарологии и работ прорицания. Люблю спорт: горные и беговые лыжи. Занимаюсь Чжун Юань цигун, Тайцзицюань. Несколько лет занимаюсь инициационной терапией по методу Романовой и Василец. Посещаю семинары по холотропному дыханию. Пишу картины, увлекаюсь фотографией. Люблю природу, животных и людей (правда пока не всех, к сожалению).

суббота, 10 сентября 2011 г.

Предисловие к 'Книге Тота' Алистера Кроули

Анна Блейз


«Почему у меня нет живого огня, который выткал бы музыкой все эти красоты? Я не могу сделать это красками. Мне нужны музыка, поэзия и свет, а не цветные мелки»
(из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, дата неизвестна).

Колоде «Таро Тота», созданной английским мистиком и магом Алистером Кроули в сотрудничестве с художницей Фридой Харрис, отдают предпочтение перед прочими колодами тысячи тарологов-профессионалов, любителей и коллекционеров во всем мире.

По данным Американской ассоциации Таро, среди профессиональных тарологов колода Тота занимает второе место по популярности после Таро Райдера-Уэйта. Странная, чарующая красота сочетается в ней с исключительной эффективностью — это одна из самых мощных «рабочих» колод, существующих на сей день.

О жизни и творчестве Алистера Кроули (1875—1947) известно много (хотя подчас нелегко отделить факты от многочисленных домыслов и сплетен, окружающих его личность и по сей день), поэтому ограничимся здесь лишь краткими биографическими сведениями, имеющими непосредственное отношение к предыстории и истории создания Таро Тота.

В 1898—1900 гг. Кроули состоял в Герметическом ордене Золотой Зари, учение и сама структура которого оказали на него огромное влияние и во многом предопределили его дальнейшую самостоятельную работу. От посвященного Золотой Зари степени 5°=6° (так называемая степень Младшего Адепта) требовалось, среди прочего, нарисовать собственную колоду Таро по образцу, предоставленному орденом. Образцом служила колода, созданная главой ордена, С.Л. Макгрегором Мазерсом (1854—1918), и его женой, художницей Мойной Мазерс. Достигнув степени Младшего Адепта, Кроули, как и прочие, скорее всего выполнял это задание и глубоко погрузился в образную систему орденской колоды [1].

Впоследствии эта система (наряду с Таро Освальда Вирта) послужила прототипом для колоды Тота, хотя и образный ряд, и смысл арканов, и, отчасти, даже структура колоды подверглись изменениям. Созданию системы, воплощенной в «Таро Тота», предшествовал ряд работ, в той или иной степени использовавших или толковавших эзотерическую символику Таро. К их числу относятся «AmbrosiiMagiHortusRosarum» (1902), «Бессонный мир» (1907), книга «777» (1909) [2]., в которой приводятся оккультные соответствия и трактовки Старших арканов; «Видение и Голос» (1909) [3].; публикация переработанной секретной лекции Золотой Зари, посвященной Таро, в журнале «Эквинокс», I, 8 (1912); раздел книги «Общие принципы астрологии» (1915), кратко описывающий значения двенадцати Старших арканов [4].; «Магия в теории и на практике» (1929)[5]. и «Сердце Мастера» (1938) [6].

Новшества, отличающие «Таро Тота» от предшествующих колод, во многом объясняются тем, что Кроули считал себя пророком Нового Эона и Закона Телемы, гласящего: «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» [7]., или, в иной формулировке, «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» [8]., — и подразумевающего, что каждому человеку необходимо постичь и исполнять свою истинную волю, тождественную воле Божественной [9]..

Главным инструментом для распространения Закона Телемы стал Ordo Templi Orientis (O.T.O., «Орден Восточных Тамплиеров»), в котором Кроули состоял с 1912 года (с 1922-го — в качестве его Внешнего Главы)[10].

Соавтор колоды Тота, Фрида Харрис, далеко уступает в известности Алистеру Кроули, и сведений о ее жизни и личности сохранилось значительно меньше. Поэтому на ее биографии мы остановимся подробнее и приведем здесь те немногие факты, которые все же сохранила для нас история.

Леди Фрида Харрис (в девичестве Маргарита Фрида Блоксам, 1877—1962; творческий псевдоним — Джизус Чатни), английская художница, мистик и оккультист, была женой баронета Перси Харриса, главного организатора либеральной партии в британском парламенте, а позднее председателя Британского международного либерального совета.

Сама Фрида Харрис состояла в обществе сомасонов — тайной организации, по структуре и деятельности подобной масонским братствам, но, в отличие от последних, допускающей женщин в свои ряды. Для этой организации она как художница создала так называемые чертежные доски — символические рисунки, использовавшиеся в ритуалах.

Илл. 1. Образцы старинных масонских чертежных досок


Илл. 2. Чертежные доски, разработанные Фридой Харрис

С Кроули Фрида Харрис познакомилась в июне 1937 года благодаря известному писателю и журналисту Клиффорду Баксу (1886—1962), приятелю Кроули, в то время искавшему по его просьбе художника для работы над проектом по изданию исправленной колоды Таро. Первоначально Бакс предполагал представить Кроули других художников — Мьюма Стюарта и Лесли Бланш, однако те не явились на встречу, и тогда он решил пригласить Фриду Харрис, с которой общался в масонских кругах.

Идея создания принципиально новой колоды исходила, как ни удивительно, не от Кроули, а от Фриды Харрис. Именно она побудила Кроули переработать традиционные образы Таро и написать о них книгу, которую пообещала снабдить соответствующими иллюстрациями. Сперва Кроули отказывался: изначально в его планы входило лишь выбрать «лучшую из уже имеющихся колод» и перерисовать ее, внеся кое-какие отдельные поправки в изобразительную символику, — на это, как он полагал, уйдет около полугода.

Однако Харрис продолжала настаивать на своем, требуя радикально переработать старую систему, и в конце концов сделала Кроули предложение, от которого тот не смог отказаться, поскольку в то время был крайне стеснен в средствах: она будет выплачивать ему еженедельное жалование в два фунта стерлингов, а он за это будет обучать ее магии.

В результате леди Харрис стала официальной ученицей Кроули. Еще в феврале 1938-го Кроули записал в своем дневнике, что Харрис «по-настоящему встала на Путь», а 3 мая добавил: «Теперь она — настоящая ученица». 11 мая 1938 года Фрида прошла посвящение в O.T.O. и приняла магическое имя «Сестра TzBA». Древнееврейское слово TzBA соответствует по гематрии числу 93 — важнейшему числу телемической нумерологии — и имеет несколько значений: «воинства, сонмы», «деятельный», а также «ревностный, усердный». И действительно, в работе над новой системой Таро Фрида Харрис проявила истинное усердие и энтузиазм.

Колода Тота создавалась на протяжении пяти лет, с 1938-го по 1943-й: столько времени понадобилось художнице, чтобы создать по указаниям Кроули семьдесят восемь акварельных полотен, которые затем были воспроизведены в форме карт Таро.

Приступая к работе над колодой, Фрида Харрис одновременно постигала азы магического искусства и самой системы Таро: в этой области она была новичком, несмотря на значительную осведомленность в эзотерической философии и ритуальной практике. Прежде всего она тщательно изучила традиционные образы Таро и описания Таро Золотой Зари, опубликованные в «Эквиноксе» (I, 8).

Затем она приступила к разработке арканов, скрупулезно следуя указаниям Кроули, подчас не вполне понятным, противоречивым и нередко менявшимся в процессе работы. Сохранились свидетельства, что леди Харрис погрузилась в тему так глубоко, что в событиях ее жизни начали воплощаться идеи арканов, на которыми она работала в соответствующий период (к примеру, при создании Восьмерки и Девятки Мечей ее преследовали всевозможные неприятности и проволочки).

Еще в 1937 году Фрида Харрис заинтересовалась антропософией и стала изучать труды Рудольфа Штайнера, оказавшие влияние на ее художественный стиль. Мистическая глубина сочеталась в ее творчестве с особой художественной техникой, в основе которой лежали идеи проективной геометрии (эта наука входила в программу антропософских исследований, и Харрис занималась ею частным образом у двух учеников Штайнера - Джорджа Адамса и Оливии Уичер): представление о единстве пространства и времени и о сущностном тождестве центральной точки и бесконечного пространства (последнее также является одним из основных положений оккультной философии Кроули).

Эти идеи нашли зримое выражение в образах колоды Тота: сознательно включая в изображения арканов схемы проективной геометрии, Харрис преображала визуальное восприятие пространства и создавала принципиально новую среду, в которой бесконечно далекое и предельно близкое оказываются неотличимы друг от друга.

Илл. 3. Алистер Кроули и Фрида Харрис в период работы над «Таро Тота»

О личных отношениях между создателями колоды Тота известно не так уж много. В период работы над колодой им обоим было уже за шестьдесят; у Кроули к тому времени серьезно пошатнулось здоровье, а леди Харрис вела чрезвычайно активную общественную жизнь, в которой едва ли нашлось бы место для бурных романтических отношений, так что сотрудничество их, вопреки некоторым предположениям, не было обременено любовной связью. Однако все свидетельствует о том, что Фриду Харрис и Алистера Кроули связывала искренняя и прочная дружба, выдержавшая испытание временем, хотя и омрачавшаяся периодическими размолвками.

Достаточно серьезные разногласия возникли, например, в связи с вопросом о правах на колоду Тота, когда Кроули объявил ее своей собственностью на две трети и даже нанял адвокатов для защиты этого требования. Однако все размолвки разрешались миром, а из сохранившихся писем явствует, что Харрис питала к Кроули неизменную приязнь и сочувствие: «Не надо, Алистер, говорить мне “полюбите меня хоть немножко”. Вы, смею надеяться, — мой друг, а когда мои друзья бывают со мной невежливы, я этого не запоминаю. Что бы там ни было, они остаются стержнем, узловой точкой, средоточием, из которого исходит все самое приятное, что есть в моей жизни» (28 января 1940 года).

В декабре 1947 года Фрида Харрис посетила Кроули на смертном одре (он уже был при смерти и не узнал ее). Она была в числе исполнителей его завещания; она была одной из немногих, кто пришел на его похороны; она устроила по нему пышные поминки; она продолжала сотрудничать с американским отделением O.T.O. и оказывала финансовую поддержку сыну Кроули, Алистеру Ататюрку (1938—1978). Спустя одиннадцать лет, в одном из писем 1958 года, все еще вспоминала о своем наставнике и соавторе с нежностью и теплом.

Кроули, со своей стороны, высоко ценил ее творчество и отзывался о нем с восхищением, редким для человека, вообще-то крайне скупого на похвалы: «Она вложила свой гений в эту Работу. Она невероятно быстро вошла в ритм и с неистощимым терпением принимала все указания своего фанатичного надсмотрщика, нередко переделывая одну и ту же карту вплоть до восьми раз, пока та не приходила в точное соответствие с его ванадиевым эталоном!

Пусть же страстная “любовь в согласии с волей”, которую она вложила в эту сокровищницу Истины и Красоты, изливается из Великолепия и Силы ее труда, озаряя мир; пусть это Таро послужит отважным мореплавателям Нового Эона картой, что проведет их через Великое Море Понимания к Городу Пирамид!»

Следует отметить, что «указания надсмотрщика» относились не только к содержательной, но и к чисто художественной стороне работы. К примеру, в письме от 19 декабря 1939 года, в ответ на высказанное Фридой Харрис беспокойство в связи с картой «Исправление» и по поводу ее страха перед прорисовкой лиц, Кроули пишет: "Ощущаемое вами отсутствие форм и лиц — не более чем симптом всеобщей болезни, поразившей современную душу. Это неверие в собственные творческие силы. Здесь корень <…> всех этих сумасбродных течений — неотомизма, бухманизма, дадаизма, сюрреализма.

Довольно далеко это зашло у Пикассо: он попытался нарисовать стул вообще — такой, чтобы его нельзя было счесть каким-либо конкретным стулом. Следовательно, у этого стула не должно было быть ни цвета, ни формы; но чтобы оставаться стулом, он должен был служить опорой для человеческого тела; и в результате вышла горизонтальная линия. Но это метафизика, а не искусство. <…> Должен подчеркнуть, что эта боязнь лиц — отвратительное проявление трусости. Это ведь природный инстинкт — ассоциировать выражение лица с нравственными идеями, а ваша задача — проиллюстрировать именно нравственные идеи, или, вернее сказать, идеи магические.

В данной конкретной карте это не так уж важно, поскольку по традиции Правосудие слепо; но, с другой стороны, скрытое лицо предполагает обман, что решительно противоречит смыслу этой карты; только прихвостни инквизиции или фемгерихта вершили свое так называемое “правосудие” под капюшонами. Беспристрастие — красивая идея, но вы с ней недалеко уйдете, если будете допускать, что ее олицетворением может оказаться какой-нибудь демон зловещей тьмы».

На протяжении всей работы над проектом Харрис регулярно выплачивала Кроули обещанное жалование. Кроме того, она задействовала свои общественные связи для финансового обеспечения выставок готовых акварелей, выпуска каталогов и, в конечном счете, издания самой колоды. Выставки полотен с образами будущих карт Таро проводились по крайней мере трижды: в июне 1941 года — в галерее Николсона и Венна (Оксфорд), в июле 1942-го в галерее Беркли (Кембридж) и в августе 1942-го — в здании Королевского общества художников-акварелистов (Кондит-стрит, Лондон). По настоянию Фриды, Кроули на выставках не присутствовал и имя его в программных статьях не упоминалось — во избежание скандала.

К выставкам было выпущено два каталога. К оксфордскому мероприятию Кроули написал заметки о Таро, снабженные торжественным названием «Выставка игральных карт: Таро (Книга Тота) 78-ми картин, представленное в согласии с традицией Посвященных и современной научной мыслью, а также прочие оккультные и алхимические зарисовки». Однако в каталог эти заметки не вошли, что вызвало у Кроули немалое возмущение и едва не привело к ссоре с Фридой Харрис. В каталоге для выставки, прошедшей в галерее Беркли, эти заметки были включены в качестве цитат в статью, написанную Робертом Сесилом (1913—1994, дипломатом, писателем и ученым-историком, с которым Кроули в то время поддерживал дружеские отношения) и озаглавленную попросту «Выставка 78-ми картин Таро Фриды Харрис».

Эти выставки и статьи были призваны привлечь внимание общественности и собрать средства, необходимые для публикации карт Таро и книги с их описанием. Роберт Сесил надеялся заинтересовать этим издательским проектом знаменитого английского поэта и критика Т.С. Элиота (1888—1965), работавшего в то время редактором в крупном лондонском издательстве «Фабер энд Фабер». Однако не сохранилось даже свидетельств о том, состоялись ли предполагавшиеся переговоры на самом деле.

В конечном счете Кроули осуществил свой замысел при финансовой поддержке ближайших друзей, последователей и единомышленников (в частности, Грейди Луиса Макмертри — ученика Кроули, впоследствии занявшего пост Внешнего главы O.T.O., — и Луиса Уилкинсона — известного английского писателя, которого Кроули считал одним из лучших своих друзей). Благодаря им Кроули смог подготовить и опубликовать роскошное издание одной из главных своих работ — «Книги Тота», проиллюстрированной репродукциями карт из новой колоды.

Книга увидела свет 21 марта 1944 года — в день весеннего равноденствия, на 35-ю годовщину великого «Равноденствия Богов», начала Нового Эона. В рекламном проспекте к «Книге Тота» Кроули заявлял: «Книга издана благородно; никакие иные соображения не должны были помешать исполнению этой цели». Отпечатанная на дорогой формованной бумаге и переплетенная в «настоящий нигерийский сафьян местной выделки и окраски», книга включала в себя 8 цветных репродукций оригинальных картин Фриды Харрис, 90 черно-белых иллюстраций и текст за подписью «Мастер Терион» (девиз, принятый Алистером Кроули на степени Мага — одной из высочайших степеней магического ордена, A.'.A.'. [11].

Многие оккультные мыслители до Кроули, начиная с французского историка XVIII века Антуана Кура де Жеблена, полагали, будто бы Таро представляет собой некий мистический «текст в картинках», дошедший до нас из Древнего Египта, — собственно, «Книгу Тота». Тот (Тахути, или Джехути), древнеегипетский бог мудрости, речи и магии, изобретатель письменности, в эллинистическую эпоху слился с образом Гермеса Трисмегиста («Триждывеличайшего») — легендарного мудреца, которому приписывалось авторство мистических и магических трактатов, составляющих так называемый «Герметический корпус».

Назвав свою работу «Книгой Тота» и дав ей подзаголовок «Египетское Таро», Кроули отдал дань почтения как этому божеству, так и упомянутым традиционным представлениям (расходящимся с данными современной исторической науки). Однако в предисловии к книге он лишь упоминает «египетскую» версию происхождения Таро наряду с некоторыми другими, не высказываясь сколько-нибудь определенно в ее поддержку. По его глубокому убеждению, ценность Таро никоим образом не зависела от древности происхождения, а определялась лишь пользой, которую эта символическая система может принести на практике: «Каждая карта — в некотором смысле живое существо <…> Задача ученика — возвести из этих живых камней свой собственный живой Храм».

В соответствии с этим подходом, «Книга Тота» была задумана как практическое «руководство для начинающих» по системе Таро в целом и колоде Тота в частности. Но в действительности эта книга весьма сложна и способна отпугнуть многих «начинающих». О том, насколько она непроста и далека от «элементарного пособия», можно судить хотя бы по жалобам Фриды Харрис из письма Кроули 1939 года: «Что касается ваших книг, полагаю, вы и сами догадываетесь: будь они написаны на санскрите, новичку и то было бы легче, и у любого читателя от них зайдет ум за разум. Поэтому люди благоразумные (вроде меня) отщипывают от них по кусочку, сколько смогут переварить, да и то лишь время от времени, когда позволяет самочувствие».

Научиться гадать на Таро или быстро освоить колоду Кроули по «Книге Тота» невозможно, однако многим серьезным исследователям оккультной философии она служит настольной книгой и практически неисчерпаемым источником новых откровений. Так или иначе, она требует глубокого и длительного изучения, для которого понадобятся достаточно обширные познания в эзотерической философии, каббале, алхимии и прочих оккультных дисциплинах, а также знакомство с другими трудами Кроули, на основе которых вырастало и складывалось его учение о Таро.

Создание «Таро Тота» стало достойным венцом магической карьеры Кроули. В письме граверу г-ну Пирсону, которому предстояло работать над пробным изданием колоды, Кроули ясно дает понять, сколь важное значение он придавал своей работе над Таро: «По-видимому, важно, чтобы вы понимали, чем я руководствуюсь. Для меня эта Работа, это Таро, над которым я тружусь, — энциклопедия всей серьезной “оккультной” философии.

Это стандартное справочное руководство, которым будет определяться весь ход развития мистической и магической мысли на протяжении последующих двух тысяч лет. Единственная моя забота — оградить его от опасности уничтожения, а для этого необходимо воспроизвести и размножить его в стандартной форме и распространить как можно более широко. Финансовой выгоды я не ищу; если бы я располагал капиталом в этой стране, я бы сам разослал 200 (допустим) экземпляров по государственным библиотекам во все части света и столько же — моим главным представителям» (29 мая 1942 года).

Ходили слухи, что Кроули якобы разбогател на колоде Тота, а Фрида Харрис осталась ни с чем. В действительности же ни Харрис, ни Кроули не дожили до того дня, когда их проект начал приносить доходы. Более того, они так и не увидели свое детище опубликованным в виде колоды Таро. В 1944 году вышло лишь около 200 пробных экземпляров, отпечатанных по фотокопиям с иллюстраций к «Книге Тота», а не с акварельных полотен, и всего в два цвета: для изображений на лицевой стороне карт использовалась только синяя краска, а на «рубашке» — красная. Колоды этого тиража, известные также под названием «Одноцветное Таро Святого Грааля», ныне стали коллекционной редкостью.

После смерти Фриды Харрис в 1962 году акварели, послужившие основой для создания колоды, перешли в собственность Джеральда Йорка — одного из британских учеников Кроули, известного также под магическим девизом «Брат Nia». Йорк поместил эти картины на хранение в исследовательский институт Варбурга в Лондоне.

Первое полноцветное издание колоды Тота осуществила только в 1969 году компания «Samuel Weiser». Но качество печати и здесь оставляло желать лучшего, как и в тираже, выпущенном компанией «Llewellyn» в 1970 году в сотрудничестве с O.T.O. и Джеральдом Йорком.

В 1977 году Йорк и представители O.T.O. подготовили более качественное переиздание на основе новых фотокопий с акварельных полотен; его осуществила компания «U.S. Games Systems» в сотрудничестве с «SamuelWeiser». В 1983—1987 гг. «U.S. Games Systems» выпустила в свет еще два улучшенных издания (в зеленой и фиолетовой коробках).

Тогда же, в 80-е годы, три издания колоды Тота (в синей коробке) выпустила швейцарская компания «UraniaVerlag» в сотрудничестве с издательством «A.G. Muller». В версию 1987 года были включены три различных варианта карты «Маг» (Ату I) — «греческий», «индийский» и «египетский» (из этих трех вариантов, предложенных Фридой Харрис, Кроули в свое время выбрал «греческого», который и фигурирует во всех стандартных изданиях).

В настоящее время регулярно переиздаются две основные версии колоды (различающиеся только размером карт и языком надписей): Таро Тота версии «U.S. Games Systems» — с зеленой каймой и приглушенными цветами и так называемое «швейцарское Таро Тота» (по образцу первых изданий компании «A.G. Muller») — с серой каймой и более яркими цветами. Кроме того, «U.S. Games System» выпустила специальное переиздание «швейцарского Таро» с тремя «Магами».

Что касается «Книги Тота», то ей Кроули придавал не менее важное значение, чем самой колоде, и настаивал в свое время на том, что она непременно должна сопровождать каждое издание колоды: «Карты не должны продаваться отдельно от книги. <…> я не допущу издания карт в таком виде, чтобы они годились только для игры или гадания».

В настоящем издании [12]. текст «Книги Тота» впервые публикуется на русском языке без купюр. В него включены все приложения, входившие в оригинальное издание 1944 года и в последующие переиздания этой книги на английском языке. Кроме того, данная публикация дополнена рядом приложений, отсутствовавших в оригинале книги: несколькими отрывками из работ Кроули, имеющими непосредственное отношение к символике отдельных Старших арканов, подборкой писем Кроули и Фриды Харрис, отрывком из книги Кроули «Общие принципы астрологии» (1915), в котором описаны двенадцать Старших арканов Таро, соответствующих знакам зодиака, и лекцией о Таро, прочитанной Фридой Харрис в 40-е годы в лондонском клубе «Сезам».



© Анна Блейз, 2006—2010




[1] Эзотерические толкования карт Таро по системе Золотой Зари см. в издании: Израэль Регарди. Полная система магии Золотой Зари. М.: Энигма, 2011.

[2] См.: 777. Каббала Алистера Кроули. М.: Ланселот, 2011.

[3] См.: Алистер Кроули. Видение и Голос. Книга Еноха. М.: Ганга, Телема, 2010.

[4] См. приложение V к настоящему изданию.

[5] См.: Алистер Кроули. Магия в теории и на практике. М.: Ганга, Телема, 2009.

[6] См.: Алистер Кроули. Сердце Мастера. Книга Лжей. М.: Ганга, Телема, 2009.

[7] «Книга Закона», I:40.

[8] Там же, I:57.

[9] Подробнее см.: Алистер Кроули. Равноденствие Богов. Закон — для всех. М.: Ганга, Телема, 2010.

[10] См. сайт O.T.O. в России: www.oto.ru, а также издание: Алистер Кроули. OrdoTempliOrientis. Орден Восточных Тамплиеров. Москва/Тверь, «Шастрок», 2007.

[11] Подробнее см.: Алистер Кроули. «Звезда видна». // Магия в теории и на практике. М.: Ганга, Телема, стр. 339—357.

[12] Имеется в виду издание: Алистер Кроули. Книга Тота. М.: Ганга, Телема, 2010.



Взято с сайта Анны Блейз Сотканный мир

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Следующие Предыдущие Главная страница